Репутация человека зависит от его поступков. Но в большей степени от того, что о них известно окружающим. Ложная, отрицательная, порочащая информация испортит личный и деловой имидж предпринимателя или работника и влияет на принятие решения о сотрудничестве потенциальным партнёром, клиентом или работодателем. На судьбе человека негативно скажется и достоверная, но утратившая актуальность информация. Представим: гражданин был должником, но выплатил долг; был судим, но погасил судимость. Сведения об оставшихся в прошлом проблемах и ошибках навредят репутации, даже если человек начал жить по-новому.
Ещё хуже, когда конкуренты целенаправленно распространяют клеветническую и ложную информацию о человеке. Представьте, что потенциальные клиенты хотят найти сведения о предпринимателе и видят следующее:
Люди получают доступ к информации через поисковые движки: Google, Yandex, Rambler и проч. Право на забвение – это новый инструмент для досудебного урегулирования обращения граждан к сайтам-поисковикам. При реализации права нежелательный контент остаётся в интернете, но ссылки на него удаляются из поисковой выдачи. Таким образом доступ к вредным для репутации человека данным ограничивают, делают труднодоступным. Страницы, вычеркнутые из выдачи, согласно праву на забвение, смогут найти только те, кто сохранил прямую ссылку.
История вопроса
Судебная практика и законы, основанные на праве на забвение (the right to be forgotten), пришли в Россию из Европейского Союза. В ЕС формулировку о новом праве ввёл Европейский суд в ходе процесса по делу испанца М. К. Гонсалеса, пожелавшего, чтобы Google удалил из поисковой выдачи материал с устаревшими данными о долгах испанского гражданина. После четырёх лет разбирательств суд удовлетворил требование Гонсалеса, одновременно создав прецедент принятия решения на основании нового права. В дальнейшем право на забвение было признано Европейским Союзом, некоторыми другими европейскими странами и Российской Федерацией.
Закон о забвении
Согласно закону о праве на забвение, поисковики обязываются удалять не любую информацию по запросу пользователя, а ту, которая соответствует нескольким критериям.
Перечислим необходимые условия:
- Удалять должны материалы, которые распространяют с нарушением российского законодательства и которые являются недостоверными или неактуальными. Под неактуальными сведениями закон понимает те, что утратили значение для заявителя в связи с позднейшими действиями и событиями жизни.
- Не станут удалять данные об уголовных преступлениях, если сроки привлечения к ответственности не истекли, и о прочих правонарушениях, по которым не снята или не погашена судимость.
- Удалению по праву на забвение подлежит информация о конкретном лице, причём только та, по которой это лицо возможно точно определить. Данные о компаниях и организациях при отсутствии упоминания отдельных личностей право на забвение не регулирует.
- Поисковые системы обязаны рассматривать запросы по поводу права на забвение только от граждан, чьи интересы задеты спорными сведениями, а также от их законных представителей: родителей, опекунов или доверенных лиц.
- Потребовать убрать нежелательные результаты из выдачи удастся только у тех компаний, которые занимаются коммерческой деятельностью в российском сегменте сети: публикацией рекламы и др. Обратиться к поисковикам, которые не заняты коммерцией в России, по новому праву не получится.
За два с половиной года прошедших с момента принятия федерального закона в январе 2016 г. Google и Yandex обработали несколько тысяч обращений от россиян. Из них 70% поисковики отклонили, сославшись на невозможность определить истинность обстоятельств, указанных заявителями.
Гражданам пришлось обращаться в суд. Кроме того, стоит помнить, что действие закона распространяется на самостоятельные поисковые системы. На выдачу внутренних поисковых движков – в социальных сетях и форумах – этот нормативно-правовой акт повлиять не может.
Право на забвение в интернете
Несложно изучить положения закона о забвении в интернете – как использовать предложенные в нём механизмы – вопрос куда более трудный. Рассмотрим, как поэтапно происходит процедура обращения в поисковую систему:
- Гражданин оформляет заявление, в которое включает персональные и контактные данные, копию паспорта и перечень спорных ссылок, и даёт согласие на обработку этих данных.
- Заявителя указывает, к какой категории относятся нежелательные сведения и объясняет причину, по которой не желает видеть эту информацию в поиске.
- Оператор поисковой системы рассматривает запрос в течение десяти рабочих дней и может потребовать представить больше сведений.
- В некоторых случаях заявителю придётся переписываться с представителем поисковика и подробно обосновывать требование.
- Поисковик удовлетворяет заявление либо направляет человек в суд для подтверждения обоснованности претензий.
Хотите воспользоваться законом об удалении информации из интернета? Помните, что оформление обращения – это сложная задача: поисковики не станут рассматривать неточную или неправильно сформулированную заявку. Наши сотрудники обладают большим опытом и необходимыми знакомствами, позволяющими оперативно добиваться ответа от поисковых сайтов. Помощь репутационнного агентства «Сарафанное радио» сократит материальные и временные издержки.